Семья и дети 

Классификация и описание психотипов: к какому относится ваш ребенок?

Нил Флеминг – школьный инспектор, который на основании многолетних исследований сделал заключение: чем сообразительнее и любопытнее ребенок, тем быстрее ослабевает его тяга к знаниям и учебе. Согласно теории Флеминга о четырех каналах восприятия, с рождения все дети познают мир, используя пять чувств. Но уже в дошкольном возрасте один из каналов начинает доминировать. Именно через него ребенку наиболее просто и доступно получать и усваивать информацию.

Традиционно программы обучения стандартны для всех детей. Они разрабатываются с учетом особенностей учебного заведения, но не каналов восприятия каждого ребенка. Этим и объясняется разная успеваемость деток, которые в более раннем возрасте развивались на одном уровне. Флеминг утверждает, что подача учебного материала должна производиться с учетом особенностей восприятия: для этого необходимо комбинировать способы подачи информации, испытывая разные каналы и типы задач.

ВИЗУАЛЫ: КТО ОНИ?

Детей, относящихся к визуальному психотипу, легко определить по уравновешенному характеру. Даже в толпе активных детей они отдают предпочтение спокойным занятиям: чтению, лепке, рисованию. Визуалы лучше всего воспринимают информацию в зрительных образах, а потому с легкостью складывают пазлы, срисовывают и лепят с образов, картинок. В школьном возрасте они уделяют много внимания внешности, проявляют интерес к модным тенденциям. У визуалов хорошо развито образное мышление и пространственное воображение, они склонны к систематизации и упорядочиванию полученной информации. Уже в раннем возрасте они показывают отменные результаты при работе с графиками, картами, диаграммами, схемами.

А вот воспринимать и запоминать информацию, воспринятую с помощью слуха, визуалам сложно. Но и здесь они находят выход: делая заметки и конспекты, выделяя ключевые моменты цветами, они фильтруют информацию, выбирая для себя главное и отсеивая лишнее.

Важную роль для детей с визуальным психотипом играют жесты и мимика преподавателя, наглядные пособия, слайды, фильмы и карточки. Все это является некими якорями для зрительной памяти визуалов.

АУДИАЛЫ: МЕЛОМАНЫ И СКАЗОЧНИКИ

Аудиалы – люди, живущие в мире звуков. Они легко и быстро запоминают аудиоинформацию, а также сами любят поговорить. Отличаются хорошей фантазией, потому пишут отличные сочинения, быстро запоминают и выразительно цитируют стихи. Среди них много меломанов, которые не просто обожают слушать музыку, но и часто напевают ее сами. Внимательностью дети-аудиалы не отличаются: даже при большом желании легко отвлекаются на звуки. Чтобы учебный процесс дал плоды, такому ребенку необходима полнейшая тишина с одним источником информации: преподавателем.

Для аудиалов идеальным источником информации являются лекции и аудионосители. Информацию такого формата они запоминают быстро и воспроизводят с завидной точностью, при этом вникают в суть и способны делать свои выводы.

Поскольку аудиалы легко отвлекаются на звуки, они рассеянны и забывчивы. Кроме концентрации хромает у детей-аудиалов техника чтения и орфография. Исправить ситуацию помогут курсы ментальной арифметики.

КИНЕСТЕТИКИ: ПОПРОБОВАТЬ МИР НА ЗУБОК

Дети-кинестетики изучают мир иначе: им важно потрогать, понюхать и по возможности попробовать на вкус. Их конек – мышечная память и пластика: именно поэтому кинестетики показывают отличные результаты в спорте. А вот обучение им дается сложно, виной всему непоседливость и отсутствие концентрации. Отвлеченные понятия даются им с трудом: они с легкостью пишут сочинения, но практически не способны доказать теорему.

В школьной лаборатории или на уроке труда кинестетики как рыба в воде. Мальчики с этим психотипом хорошо мастерят, а девочки получают удовольствие от рукоделия.

Повысить успеваемость кинестетиков можно при правильном педагогическом подходе: они прекрасно справляются с мелкими поручениями, чувствуя свою значимость, быстро восстанавливаются во время небольших перерывов. Подача информации для кинестетиков должна быть визуальной и устной, подкрепляться примерами из жизни.

ДИГИТАЛЫ: ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ

Дети-дигиталы удивляют своим неординарным мышлением. Для них важен смысл и взаимосвязь фактов, знаки и отвлеченные понятия. Реальные предметы их мало интересуют, а вот фантастические фильмы и книги охватывают полностью.

Для детей-дигиталов характерны отрешенность и интроверсия. Они спокойны, усидчивы, хорошо обучаются по книгам и конспектам. Ввиду того, что внешность и физическая активность их мало интересуют, они показывают плохие результаты в спорте.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПСИХОТИП СВОЕГО РЕБЕНКА?

Хотите узнать, к какому психотипу относится ваш ребенок? Пусть он представит, что оказался один в лесу. Аудитал станет рассказывать о том, как шумит листва, щебечут птички и журчит ручей. Визуал возьмется за карандаши: нарисует лесной пейзаж, возможно, добавит и животных. Кинестетик расскажет о вкусе лесных ягод, мягком на ощупь мхе и свежем воздухе, наполненном ароматами леса. С дигиталом разговор будет коротким: малыш будет искать возможность выбраться из леса, причем с использованием современного технологического оборудования. Визуалам важны зрительные сигналы, аудиалам – звуковые, кинестетикам осязание, обоняние и вкус.

Используя знания о психотипе своего ребенка и подбирая соответствующие развивающие занятия, вы сможете помочь малышу раскрыть творческий потенциал, повысить интеллектуальные возможности и успеваемость.

Related posts