Семья и дети 

Учителя и родители: враждовать нельзя сотрудничать

В высказывании, которое вынесено в заголовок статьи, каждый из взрослых может поставить запятую. При этом людей, которые соперничают или враждуют со школой, не будет существенно меньше тех, кто понимает важность авторитета учителя. Как сотрудничать с педагогами и не ущемлять собственного ребенка?

Как только сын или дочка отправляются в первый класс, они сталкиваются с новыми требованиями, жизненными принципами и системой ценностей. До этого момента большей частью мира для ребенка была семья, а тут, оказывается, есть и другой мир, не менее увлекательный. И у него свои правила. Так возникает конфликт учителя и родителя.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ?

В дошкольном возрасте у ребенка есть один непререкаемый авторитет – родители. Они делают его жизнь лучше и счастливее, устраняют проблемы, дарят подарки, учат и заботятся. Но в школе малыш встречает не менее важного для него взрослого, свою первую учительницу или учителя, а значит, авторитет родителей начинает снижаться. И здесь находит свое место конфликт между учителем и родителем.

Возрастная психология определяет период жизни с 6 до 11 лет как период интенсивного обучения. Ребенок стремится узнать новое, примерить на себя множество ролей, понять весь мир. В этом ему помогает школа, соответственно, мнение родителей отступает на второй план.

Часто можно услышать, как первоклассник, общаясь со взрослыми, ссылается на свою учительницу: «А Анна Сергеевна сказала… А вот Анна Сергеевна… Мама, Анна Сергеевна говорила по-другому».

В этот момент родители могут выбрать один из двух путей, которые приведут в совершенно разные конечные точки.

1) Настоять на своем; сказать, что учитель неправ и нужно слушать маму. Этот выбор приведет к тому, что ребенок не будет чувствовать уверенности в себе и окружающем мире. Представьте, если бы вам на работе сказали сделать счет-фактуру по требованиям клиента, а мама дома заставила переделать, потому что она знает, как лучше. Что бы вы испытали? Сомнения, стыд, раздражение? Вот и ваш ребенок переживает что-то похожее.

2) Разобраться в ситуации и поддержать, а иногда и похвалить мнение учителя. Этот путь наиболее комфортен и для вас, как для родителя, и для ребенка. Авторитет подкреплен, связь установлена, никакого стресса.

Не ревнуйте, не обижайтесь, не расстраивайтесь. Это нормальный этап развития ребенка, который проходят все семьи. Наступило удачное время для того, чтобы выстроить единый план действий и выработать одинаковые требования вместе с педагогом, получив в руки мощный инструмент воспитания.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ

  • Неправильные способы обучения. Иногда родители считают, что педагог плохо обучает их ребенка. Они видят, что тот очень загружен, и не понимают, а что же делает учитель. Мама и папа не знают требования Министерства образования, не знают программу обучения и учебный план, отсюда и критика.
  • Личное неприязненное отношение. Иногда люди не нравятся друг другу просто так, и родители с учителями не исключение. Человеческий фактор часто имеет большое влияние. Все мы имеем свои недостатки и достоинства, индивидуальные характеристики, с которыми приходится считаться.
  • Несправедливые отметки. Если родители видят, что их ученик исправно учится, делает домашнее задание, всё учит, а на контрольной работе всё равно получает тройку, то неудивительно, что возникает конфликт.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКА

  • Посмотрите на ситуацию трезво и по-взрослому. Нужно уметь признавать свои ошибки, извиниться, встать на место другого человека.
  • Поговорите честно в спокойной обстановке. Родители и педагог должны сказать всё, что думают, но без оскорблений и агрессии. Пусть каждый выскажет, чем он озадачен, о чем думает. В процессе общения может выясниться, что всё не так уж плохо.
  • Сделайте выводы и постарайтесь в будущем поступать так, чтобы ситуация не повторилась.

КАК ВЫСТРАИВАТЬ ПАРТНЕРСТВО С УЧИТЕЛЕМ?

Сотрудничество педагогов и родителей очень важно для развития школьников. Родители ученика тоже переживают стресс, ведь их ребенок впервые так надолго уходит из дома, слушается кого-то другого и начинает спорить с мамой и папой. Поэтому первое, что необходимо для начала взаимодействия с педагогом, – спокойствие и уверенность в его профессионализме.

1) Не перекладывайте ответственность за воспитание на школу и не взваливайте все на себя, работайте в команде.

2) Общайтесь с учителями, школьным психологом. Часто то, что ребенок рассказывает дома, не соответствует действительности. Ходите на школьные собрания, узнавайте больше о том, как ребенок проводит время в школе.

3) Чаще смотрите на ситуацию с позиции ребенка. Не наказывайте за ошибки, а разбирайтесь в причинах их появления.

4) Выработайте единый свод требований и правил совместно с педагогом.

5) Контролируйте ситуацию и вмешивайтесь, если это нужно. Самый простой пример: ребенок стал прогуливать школу и скатился в учебе до плохих оценок.

Верно:

Поговорить с ребенком и педагогами, выяснить причину поступков и ситуации, подобрать вместе с учителем методики решения проблем и, возможно, привлечь сторонних специалистов.

Неверно:

«Это ваша работа. Разбирайтесь сами, ему должно быть с вами интересно, и вы должны его научить. Вам за это зарплату платят!»

Когда родители и педагоги действуют сообща, не стремятся переложить ответственность друг на друга, то и у ребенка появляется гораздо больше шансов добиться успеха в жизни. Он вырастает гармоничной и смелой личностью, уверенной в себе и в завтрашнем дне.

ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ, ЕСЛИ ТРЕБОВАНИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ НЕ СОВПАДУТ?

Но иногда сотрудничество учителя и родителей не происходит. Если вы настаиваете на одном, а школа требует другого, то вы не получите результата, которого добиваетесь. Ребенок будет метаться между важными для него взрослыми, попутно переставая верить обоим. Произойдет вполне ожидаемое снижение авторитета не только педагога, но и родителей; выработается общее недоверие к взрослым.

Чаще всего такие ошибки кажутся мелочью, не замечаются в семьях. Например, принес ребенок тройку, потому что в тетради помарки, а учитель требует чистого выполнения задания. Что делают родители? Правильно, начинают утешать сына или дочь и ругать преподавателя, ведь решено все правильно, что там эти исправления, мог бы и не заметить. И у ребенка возникает диссонанс, который приводит к неприятным последствиям.

Когда школьник понимает, что родители не работают в паре с педагогом, он начинает изворачиваться и хитрить, чтобы делать меньше и не получать наказания. Как только это первый раз пройдет успешно, будьте уверены, с семейными требованиями и правилами он будет поступать так же.

Важно понять, что, попадая в школу, ребенок обретает вторую семью и строит с первым учителем отношения, которые соответствуют семейным, потому что другого опыта коммуникации со взрослыми у него пока нет. Он будет точно так же, как и дома, выполнять требования педагога, прислушиваться к его мнению. Если они не будут совпадать с принятыми в семье, то ребенок испытает стресс, который может привести к непредсказуемым последствиям. Партнерство между родителями и педагогом должно быть обязательно, как и единые требования к ребенку.

Related posts